Аннотация адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ «Владиславовская ОШ» Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (далее – АООП ООО) разработана в соответствии с: Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями; Федеральным государственным образовательным стандартом Основного общего образования (утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286; федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом минпросвещения от 24.11.2022г. №1025; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648- 20); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее – Гигиенические нормативы); Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АОП ООО ЗПР) – это документ, определяющий рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом основного общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья объём и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности пореализации образовательной программы. Целью реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР является достижение учащимися с задержкой психического развития личностных, метапредметных, предметных результатов, предусмотренных ФГОС ООО, коррекция нарушенных функций обучающихся данной категории детей с ОВЗ и их социальная адаптация. АОП ООО обучающихся с ЗПР предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с задержкой психического развития. Обучение организуется в соответствии с медицинским заключением врачебной комиссии о состоянии здоровья, рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по учёту особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальными возможностями детей. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач: выявление обучающихся, имеющих трудности в обучении и адаптации, обусловленные ограниченными возможностями здоровья; формирование общей культуры, духовно- нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; обеспечение доступности получения качественного основного общего образования; создание условий, способствующих освоению обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в гимназии; достижение планируемых результатов освоения АОП ООО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; создание условий для участия обучающихся с ЗПР в проектной деятельности, мероприятиях по социализации и профессиональной ориентации; обеспечение вариативности и разнообразия содержания АОП ООО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий обучающихся с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии; становление и развитие личности обучающегося с ЗПР с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии); эффективное сочетание урочных и внеурочных форморганизации коррекционного образовательного процесса; выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию внеурочной и общественно полезной деятельности; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы; участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР по педагогическим, социальным, правовым и другим вопросам. В основе разработки и реализации адаптированной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, предполагающий: формирование соответствующей целям основного общего образования социальной среды для развития обучающихся с ЗПР; получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам в соответствии с их психофизическими возможностями; ориентацию на достижение целей и результата образования, коррекцию нарушений в развитии детей с ЗПР; признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных методов образовательной деятельности в достижении личностного и социального развития обучающихся; учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с ЗПР при построении коррекционно-образовательного процесса, определения образовательновоспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных и дифференцированных образовательных траекторий в развитии детей с ЗПР. АОП ООО обучающихся с ЗПР разработана с учётом: контингента обучающихся;психолого-педагогических особенностей развития детей среднего школьного возраста, связанных как с внешними, так и внутренними (биологическими и психологическими) предпосылками;перехода от учебных действий, характерных для уровня НОО, к овладению учебной деятельности на уровне ООО, связанной с получением знаний по общеобразовательным предметам; изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий педагогами по каждому образовательному предмету. Дифференцированный подход к разработке и реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АОП ООО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Исходя из учета особенностей подросткового возраста, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, организуется адекватное построение образовательного процесса и выбор условий и методик обучения. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы каждый ребенок с ЗПР, независимо от уровня его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в учебнуюдеятельность и чувствовал себя комфортно в стенах учреждения. Все программы, используемые в учебновоспитательном процессе, учитывают особенности познавательной деятельности детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для успешной социальной адаптации. Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Уровень психического развития обучающегося с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Данная АОП ООО обучающихся с ЗПР предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5 - 9 классы). Структура адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи определена ФГОС ООО и включает в себяцелевой, содержательный и организационный разделы. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей и результатов и состоит из: пояснительной записки; планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает в себя программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: программу развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся с ЗПР в области использования информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности; программу отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области; программу воспитания и социализации обучающихся с ЗПР; программу коррекционной работы. Организационный раздел определяет общую организацию образовательного процесса и механизмы реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР и включает в себя: учебный план основного общего образования; календарный учебный график и план внеурочной деятельности; систему условий реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС ООО.