АННОТАЦИЯ АОП ООО

Аннотация адаптированной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
МБОУ «Владиславовская ОШ»
Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования (далее – АООП ООО) разработана в соответствии с:
Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
с
изменениями;
Федеральным
государственным
образовательным стандартом Основного общего образования (утвержденным
приказом
Минпросвещения
России
от 31.05.2021
№ 286; федеральной адаптированной образовательной программой основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденной приказом минпросвещения от 24.11.2022г. №1025;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования; Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648- 20); Санитарные правила
и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№2 (далее – Гигиенические нормативы);
Адаптированная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее – АОП ООО ЗПР) –
это документ, определяющий рекомендуемые Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общегообразования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и федеральной адаптированной
образовательной программой основного общего образования детей с
ограниченными возможностями здоровья объём и содержание образования,
планируемые результаты освоения образовательной программы, условия
образовательной деятельности пореализации образовательной программы.

Целью реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР является достижение
учащимися с задержкой психического развития личностных, метапредметных,
предметных результатов, предусмотренных ФГОС ООО, коррекция
нарушенных функций обучающихся данной категории детей с ОВЗ и их
социальная адаптация. АОП ООО обучающихся с ЗПР предусматривает как
вариативные формы получения образования, так и различные варианты
специального сопровождения детей с задержкой психического развития.
Обучение организуется в соответствии с медицинским заключением
врачебной комиссии о состоянии здоровья, рекомендациями территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии по учёту особенностей
психического
и
(или)
физического
развития, индивидуальными
возможностями детей. Достижение данной цели предусматривает решение
следующих задач: выявление обучающихся, имеющих трудности в обучении
и адаптации, обусловленные ограниченными возможностями здоровья;
формирование общей культуры, духовно- нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования; обеспечение доступности получения качественного основного
общего образования; создание условий, способствующих освоению
обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы основного
общего образования и их интеграции в гимназии; достижение планируемых
результатов освоения АОП ООО, целевых установок, приобретение знаний,
умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными
особенностями развития и состояния здоровья; создание условий для участия
обучающихся с ЗПР в проектной деятельности, мероприятиях по социализации
и профессиональной ориентации; обеспечение вариативности и разнообразия
содержания АОП ООО и организационных форм получения образования
обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация
индивидуальных и (или) групповых занятий обучающихся с выраженным
нарушением в физическом и (или) психическом развитии; становление и
развитие личности обучающегося с ЗПР с обеспечением преодоления
возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного,
личностного развития; создание благоприятных условий для удовлетворения
особых

образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; осуществление
индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи
обучающимся с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического
развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями
территориальной
психолого-медико-педагогической
комиссии); эффективное сочетание урочных и внеурочных форморганизации
коррекционного образовательного процесса; выявление и развитие
возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию
внеурочной и общественно полезной деятельности; использование в
образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа; предоставление обучающимся возможности для
эффективной самостоятельной работы; взаимодействие всех участников
образовательного
процесса
в
ходе
реализации
адаптированной
образовательной
программы;
участие
педагогических
работников,
обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; реализация
системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ЗПР; оказание
консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) обучающихся с ЗПР по педагогическим, социальным,
правовым и другим вопросам. В основе разработки и реализации
адаптированной
образовательной
программы
лежит
системнодеятельностный подход, предполагающий: формирование соответствующей
целям основного общего образования социальной среды для развития
обучающихся
с
ЗПР;
получение
воспитанниками
знаний
по
общеобразовательным предметам в соответствии с их психофизическими
возможностями; ориентацию на достижение целей и результата образования,
коррекцию нарушений в развитии детей с ЗПР; признание решающей роли в
содержании основного общего образования, специальных методов
образовательной деятельности в достижении личностного и социального
развития обучающихся; учет индивидуальных психолого-педагогических и
физиологических особенностей обучающихся с ЗПР при построении
коррекционно-образовательного процесса, определения образовательновоспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных
и дифференцированных образовательных траекторий в развитии детей с ЗПР.
АОП ООО обучающихся с ЗПР разработана с учётом: контингента
обучающихся;психолого-педагогических особенностей развития детей
среднего школьного возраста, связанных как с внешними, так и внутренними
(биологическими и психологическими) предпосылками;перехода от учебных
действий, характерных для уровня НОО, к овладению

учебной деятельности на уровне ООО, связанной с получением знаний по
общеобразовательным предметам; изменения форм организации учебной
деятельности и учебного сотрудничества – переходом от проведения занятий
одним педагогом к проведению учебных занятий педагогами по каждому
образовательному предмету. Дифференцированный подход к разработке и
реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АОП ООО
обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Исходя из учета особенностей подросткового возраста, индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
организуется адекватное построение образовательного процесса и выбор
условий и методик обучения. Учебный процесс организуется таким образом,
чтобы каждый ребенок с ЗПР, независимо от уровня его возможностей и
структуры дефекта, был вовлечен в учебнуюдеятельность и чувствовал себя
комфортно в стенах учреждения. Все программы, используемые в учебновоспитательном процессе, учитывают особенности познавательной
деятельности детей. Они направлены на разностороннее развитие личности
учащихся, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для
успешной социальной адаптации. Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее
недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ
и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения
ЗПР
могут
фигурировать
органическая
и/или
функциональная
недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия
воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие
этиологических
факторов
обусловливает
значительный
диапазон
выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню
возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной
отсталости. Уровень психического развития обучающегося с ЗПР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило,
биологического по своей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии
обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально
развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые
трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективно поведенческой сфер личности. От

обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться
совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при
получении начального общего образования в систематической и комплексной
(психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Данная АОП
ООО обучающихся с ЗПР предполагает, что обучающийся получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5 - 9 классы).
Структура адаптированной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи определена ФГОС
ООО и включает в себяцелевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР образовательной
организацией, а также способы определения достижения этих целей и
результатов и состоит из: пояснительной записки; планируемых результатов
освоения обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы
основного общего образования; систему оценки достижения обучающимися
с ЗПР планируемых результатов освоения адаптированной образовательной
программы основного общего образования. Содержательный раздел
определяет общее содержание основного общего образования и включает в
себя
программы,
ориентированные
на
достижение
личностных,
метапредметных и предметных результатов: программу развития
универсальных учебных действий на уровне основного общего образования,
включающую формирование компетенций обучающихся с ЗПР в области
использования информационно-коммуникационных технологий, проектной
деятельности; программу отдельных учебных предметов и курсов
коррекционно-развивающей области; программу воспитания и социализации
обучающихся с ЗПР; программу коррекционной работы. Организационный
раздел определяет общую организацию образовательного процесса и
механизмы реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР и включает в себя:
учебный план основного общего образования; календарный учебный график
и план внеурочной деятельности; систему условий реализации
адаптированной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС ООО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».