АРП по лит. Лысых А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальный учебный план как структурный элемент АОП ООО
сформирован в соответствии с ее целевыми ориентирами, призван обеспечить
реализацию прав граждан на качественное образование в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании» в Российской Федерации.
Индивидуальный учебный план составлен на основании следующих
нормативных документов:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

 Федеральные государственные образовательные стандарты основного
общего
образования,
утвержденные
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 (с
изменениями).

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №













1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья"
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПин2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189,
(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993, с
изменениями и дополнениями);
ФЗ РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»;
ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» (с
изменениями); - Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г.г.»;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 № 26, за исключением пунктов 9.1, 9.2, признанных
утратившими силу с 01 января 2021 года (далее – СанПиН2.4.2.3286-15);
Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2;
Санитарных
правил
и
норм
СанПин
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», утвержденного постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 228.09.2020№
28;
Методических рекомендаций «Об организации обучения по медицинским
показаниям по программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования на дому и в медицинской организации» (письмо
Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 01.09.2015
2

№ 01-14/2546.
 Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.10.2018 года «О формировании учебных планов для организации обучения
учащихся на дому»
 Приказа МКУ «Центр по обеспечению деятельности образовательных
учреждений Кировского района Республики Крым» от 23.07.2018 №214 «Об
утверждении Положения об организации обучения на дому или в медицинской
организации обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов по программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования в Кировском районе Республики Крым»
 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
14.05.2020 №01-13/74 «Методические рекомендации об организации обучения на
дому»
 Положения об организации обучения на дому МБОУ «Владиславовская ОШ»
(приказ №154 от 30.08.2018 года)
 Устава школы
Обучение на дому организовано для учащегося с задержкой психического
развития (далее – ЗПР), у которого при потенциально сохранных возможностях
интеллектуального
развития
наблюдаются
слабость
памяти,
внимания,
недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная
истощаемость, не сформированность произвольной регуляции деятельности,
эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции его психического
развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности,
формирования навыков и умений учебной деятельности.
Организацией
психолого-педагогического
коррекционного
обучения
руководит школьный ППк. Он осуществляет необходимую корректировку
образовательных потребностей учащегося, если в этом возникает необходимость.
Кроме того, члены консилиума организуют прохождение дополнительной
дифференциальной
диагностики
(при
необходимости),
контролируют
результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.
Рекомендовано: обучение по адаптированной основной общеобразовательной
программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития, вариант 7.2.
Данная программа дает в результате возможность для социальной адаптации
детей с ЗПР.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
 формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
 постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
 поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
 овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
3

 овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);
 использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачами изучения литературы являются:
 воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии
внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации
накопленного духовного опыта в общественной практике;
 формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании
ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и
проявление её творческих способностей;
 формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в
обществе и в мире, активной жизненной позиции;
 воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и
культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
 развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности,
стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых
представлены в произведениях отечественной классики;
 приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков,
необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида
искусства.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Литература», направленные
на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности,
стимулирование
познавательной
активности,
повышение
коммуникативной
компетентности в разных социальных условиях.
Социальное развитие:
- развитие концентрации, устойчивости внимания.
Развитие и коррекция познавательной деятельности:
- развитие навыков учебно-познавательной деятельности;
- развитие умения переносить свои знания в новые условия;
- развитие навыков устанавливать причинно-следственные связи.
Речевое развитие и коррекция:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие коммуникативных функций речи;
- развитие фразовой, связной речи;
- развитие внимания к обращённой речи;
- коррекция звукопроизношения.
Развитие и коррекция эмоциональной сферы:
- коррекция эмоционально-волевой сферы;
- развитие навыков самоконтроля.

4

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Античная литература
Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
Фольклор
Русские былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловейразбойник», «Садко».
Народные песни и баллады народов России и мира (не менее трёх песен и
одной баллады). Например,
«Песнь
о Роланде» (фрагменты).
«Песнь о
Нибелунгах» (фрагменты), баллада «Аника-воин» и другие.
Древнерусская литература
«Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о
белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о
смерти князя Олега».
Литература первой половины XIX века
А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Песнь о вещем Олеге»,
«Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и другие. Роман «Дубровский».
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Листок»,
«Утёс» и другие.
А.В. Кольцов.
Стихотворения
(не менее двух). Например,
«Косарь»,
«Соловей» и другие.
Литература второй половины XIX века
Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть в осени первоначальной…»,
«С поляны коршун поднялся…».
А.А. Фет. Стихотворения (не менее двух). «Учись у них – у дуба, у берёзы…»,
«Я пришёл к тебе с приветом…».
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин
луг».Н.С. Лесков. Сказ «Левша».
Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы).
А.П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий»,
«Хамелеон», «Смерть чиновника» и другие.
А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Литература XX века
Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (не менее двух).
Например, стихотворения С. А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блокаи другие.
Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений
двух поэтов). Например, стихотворения О.Ф. Берггольц, В.С. Высоцкого, Е.А.
Евтушенко, А.С. Кушнера, Ю.Д. Левитанского, Ю.П. Мориц, Б.Ш. Окуджавы, Д.С.
Самойлова.
Проза отечественных писателей конца XX – начала XXI века,в том
числе о Великой Отечественной войне (два произведения по выбору). Например, Б.Л.
Васильев. «Экспонат №...»; Б.П. Екимов. «Ночь исцеления»; А.В. Жвалевский и
Е.Б. Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза» (глава
«Очень страшный 1942 Новый год») и другие.
5

В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».
Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не
менее двух). Например, Р.П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р.И. Фраерман.
«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю.И. Коваль. «Самая лёгкая лодка
в мире» и другие.
Произведения
современных
отечественных
писателей-фантастов (не
менее двух). Например, А.В. Жвалевский и Е.Б. Пастернак. «Время всегда хорошее»;
В.В. Ледерман. «Календарь ма(й)я» и другие.
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты);
Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…»,
«Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…».
Зарубежная литература
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору).
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору).
Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее
двух). Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору); Х. Ли. «Убить
пересмешника» (главы по выбору) и другие.
Произведения современных зарубежных писателей-фантастов (не менее двух).
Например, Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору); Д.У. Джонс. «Дом с
характером» и другие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны,
в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах
и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилахмежличностных отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на
примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции, готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
6

взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в
самоуправлении в образовательной организации; готовность к
участию в
гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов
России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их
воплощение в литературе;

3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознанияпоследствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в
разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
Интернете;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая; умение
осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений, уметь управлять собственным эмоциональным
состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
7

такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с
деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и
литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;

8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;

9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных
ролей персонажей литературных произведений;
8

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других, в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других, в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых
знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие, умение оперировать основными
понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать
свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; быть готовым действоватьв отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и
учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений,
этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать
литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их
обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
9

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно- следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и
другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и
другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и
письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в
литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
10

особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать
ответственность за
решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном
образовании;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие
результата цели и условиям;
развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими
и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из
художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же
право другого;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Совместная деятельность
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
11

уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на
уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с
исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по литературе на уровне основного
общего образования должны обеспечивать:
1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли
в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации;
2) понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений
устного народного творчества и художественной литературы, умениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности
заложенных в них художественных смыслов:
овладение умением анализировать произведение в единстве формы и содержания,
определять тематику и проблематику произведения, родовую и жанровую
принадлежность произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика,
авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и
воплощённые в нём реалии; характеризовать авторский пафос; выявлять особенности
языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
овладение теоретико-литературными понятиями и использование их в процессе
анализа, интерпретации произведений и оформления собственных оценок и наблюдений
(художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия;
художественный образ; факт и вымысел; литературные направления (классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ,
притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода,
элегия, послание, отрывок, сонет, эпиграмма, лироэпические (поэма, баллада)); форма и
содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос
(героический, трагический, комический); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития
действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог);
авторское отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь,
рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж;
речевая характеристика героя; реплика, диалог, монолог; ремарка; портрет, пейзаж,
12

интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм; сатира, юмор,
ирония, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола;
антитеза, аллегория, риторический вопрос, риторическое восклицание, инверсия;
повтор, анафора; умолчание, параллелизм, звукопись (аллитерация, ассонанс), стиль;
стих и проза; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм,
рифма, строфа; афоризм);
овладение умением рассматривать изученные произведения в рамках историколитературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность
произведения к историческому времени, определённомулитературному направлению);
овладение умением выявлять связь между важнейшими фактами биографии
писателей и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения,
проблематики произведений;
овладение умением сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом
внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и
факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, приёмы,
эпизоды текста;
овладение умением сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные
произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства
(живопись, музыка, театр, кино);
4) совершенствование умения выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 12 произведений и
(или) фрагментов;
5) овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя
подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;
6) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в
дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора
и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания
разных жанров, писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на
прочитанные произведения (не менее 250 слов), аннотацию, отзыв, рецензию;
применять различные виды цитирования; делать ссылки на источник информации;
редактировать собственные и чужие письменные тексты;
8) овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально
изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и
зарубежной литературы и современных авторов (в том числе с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа);
9) понимание важности чтения и изучения произведений устного народного
творчества и художественной литературы как способа познания мира, источника
эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) развитие умения планировать собственное досуговое чтение, формировать и
обогащать свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной
литературы;
11) формирование умения участвовать в учебно-исследовательской и проектной
деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных
результатов);
13

12) овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные
источники в библиотечных фондах, в том числе из числа верифицированных
электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень, для выполнения учебной
задачи; применять информационно- коммуникационные технологии (далее – ИКТ),
соблюдать правила информационной безопасности.
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
1)
понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы,
осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации;
2)
понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать
художественный текст от текста научного, делового, публицистического;
3)
осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений
фольклора
и
художественной
литературы;
воспринимать,
анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития
обучающихся):
определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые
автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения, выявлять
позицию героя и авторскую позицию, характеризовать героев-персонажей, давать их
сравнительные
характеристики,
выявлять
основные
особенности
языка
художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
4)
понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать
их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок
и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и
поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман,
басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея,
проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка,
развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный
герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж,
художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение,
гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;
5)
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать
связи между ними;
6)
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты
разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и
литературного развития обучающихся);
7)
сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные
произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства
(живопись, музыка, театр, кино);
8)
выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7
поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к
произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей
обучающихся);
9)
пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
10)
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать
14

аргументированную оценку прочитанному;
11)
создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не
менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на
прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;
12)
владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных
произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и
современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического
анализа;
13)
осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного
творчества и художественной литературы для познания мира, формирования
эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
14)
планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по
рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для
детей и подростков;
15)
развивать умения коллективной учебно-исследовательской и проектной
деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные
результаты;
16)
развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными
библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из числа
верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.

15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и
Количество
п/п
тем учебного предмета
часов
Раздел 1. Античная литература
1.1
Гомер. Поэмы «Илиада»,
«Одиссея» (фрагменты)

Итого по разделу
Раздел 2. Фольклор
2.1

Былины (не менее двух).
Например, «Илья Муромец
и Соловей- разбойник»,
«Садко»

2

Программное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

Античная литература. Гомер.
Поэмы «Илиада» и
«Одиссея». Образы Ахилла и
Гектора (поэма
«Илиада»). Образ Одиссея
(поэма «Одиссея»).
Отражение
древнегреческих мифовв
поэмах Гомера

Выразительно читать фрагменты
произведений. Характеризовать героя
поэмы, создавать словесный портрет на
основе авторского описания и
художественных деталей. Сопоставлять
литературные произведения
с мифологической основой, а такжена
основе близости их тематики и
проблематики; сравнивать персонажей
произведения по сходству или контрасту;
сопоставлять с эпическими
произведениями других народов. Владеть
умениями анализировать произведение,
различными видами пересказа
художественного текста (подробный,
сжатый, выборочный, творческий)

Русские былины.
Особенности жанра,
изобразительновыразительные средства.
Русские богатыри

Выразительно читать былины,
пересказывать, передавая языковые и
интонационные особенности этого жанра.
Работать со словом, с историкокультурным комментарием. Отвечать

2
4

16

в изобразительном
искусстве.
Былины (не менее двух).
Например, «Илья Муромец
и Соловей- разбойник»,
«Садко».
Идейно-тематическое
содержание, особенности
композиции, образы героев
(былина «Илья Муромец и
Соловей- разбойник»).
Особенности былинного
эпоса Новгородского цикла.
Образ Садко
в искусстве

2.2

Народные песни и баллады
народов России имира (не
менее трёх песени одной
баллады).
Например, «Песнь
о Роланде» (фрагменты),
«Песнь о Нибелунгах»
(фрагменты), баллада
«Аника-воин» и др.

3

Русская народная песня.
Жанровое своеобразие.
Русские народные песнив
художественной литературе.
Народные баллады народов
России и мира (не менее
трёх песен и одной
баллады). «Песнь о
Роланде» (фрагменты),
«Песнь о Нибелунгах»

17

на вопросы, составлять развёрнутый план,
определять идейно-тематическое
содержание былин. Определять
особенности былины как эпического
жанра, выявлять особенности
композиции, художественные детали,
определяя их роль в повествовании, ритмикомелодическое своеобразие русской былины.
Характеризовать героевбылин, оценивать их
поступки.
Сопоставлять былины с другими
известными произведениями героического
эпоса. Определять рольгиперболы как
одного из основных
средств изображения былинных героев.
Читать выразительно фольклорные
произведения. Определять
художественно-тематические особенности
народных песен и баллады. Выражать личное
читательское отношение
к прочитанному. Устно или письменно
отвечать на вопросы. Работать
со словарями, определять значение
устаревших слов и выражений

(фрагменты). Тематика,
система образов.
Специфика русской
народной баллады.
Изобразительновыразительные средства
(Баллада «Аника-воин»)
Итого по разделу
Раздел 3. Древнерусская литература
«Повесть временных лет»(не
3.1
менее одного фрагмента).
Например,
«Сказание о белгородском
киселе», «Сказание
о походе князя Олега
на Царьград», «Преданиео
смерти князя Олега»

7

Итого по разделу

2

2

Древнерусская
литератора: основные
жанры и их особенности.
Летопись «Повесть
временных лет». История
создания. Анализ фрагментов
летописи.
Тематика фрагмента,
образы героев. Не менее
одного фрагмента,
например, «Сказание
о белгородском киселе»,
«Сказание о походе князя
Олега на Царьград»,
«Предание о смерти князя
Олега»

Выразительно читать произведениес
учётом особенностей жанра.
Работать со словарями, определять значение
устаревших слов и выражений. Выявлять
характерные для произведенийдревнерусской
литературы темы,
образы и приёмы изображения человека.
Определять с помощью учителя рольи
место древнерусских повестей
в истории русской литературы.
Характеризовать образ рассказчика и
главных героев. Выявлять средства
художественной выразительности,
анализировать идейно-тематическое
содержание повести

Раздел 4. Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин.
4.1
8
Стихотворения(не
менее трёх).
Роман «Дубровский»

А. С. Пушкин.
Стихотворения
(не менее трёх). «Песнь
о вещем Олеге», «Зимняя
дорога», «Узник», «Туча»и
др. «Песнь о вещем Олеге»,
связь
с фрагментом «Повести
временных лет».
Пейзажная лирика поэта.
Стихотворение «Узник».
Проблематика, средства
изображения.
Роман «Дубровский».
История создания тема,
идея произведения.
Сюжет, фабула, система
образов. История любви
Владимира и Маши.
Образ главного героя.
Противостояние
Владимира и Троекурова.
Роль второстепенных
персонажей. Смысл финала
романа

3

Читать выразительно стихотворение.
Отличать поэтический текст
от прозаического, аргументировать свой ответ.
Выявлять средства художественной
изобразительности в лирических произведениях
(эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
Выполнять письменные работы по
первоначальному анализу стихотворения.
Заучивать стихотворение наизусть. Читать,
анализировать и интерпретировать
художественный текст, сравнивать егос
произведением древнерусской литературы.
Определять общее
и особенное в подаче сюжета. Уметь работать
со словарями, определять значение устаревших
слов и выражений.Читать фрагменты
прозаического произведения. Анализировать
текст,
выявлять тему, композицию, круг главныхгероев
и второстепенных персонажей.
Составлять развёрнутый план,
пересказывать фрагменты текста.
Аргументированно высказывать своё
отношение к событиям и героям

произведения. Писать сочинение на одну
из тем
4.2

М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения (не
менее трёх)

3

М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения (не менее
трёх). «Три пальмы»,
«Листок», «Утёс» и др.
История создания
стихотворений, тематика.
Лирический герой, его
чувства и переживания.
Художественные средства
выразительности

Выразительно читать стихотворение.
Определять тематическое единство
подобранных произведений.
Выявлять средства художественной
изобразительности в лирических
произведениях (эпитет, метафора,
олицетворение, сравнение).
Сопоставлять художественные тексты
с произведениями других видов искусств.
Заучивать по выбору стихотворение(я)
наизусть

4.3

А. В. Кольцов.
Стихотворения
(не менее двух)

2

А. В. Кольцов.
Стихотворения
(не менее двух).
«Косарь», «Соловей» идр.
Художественные средства
воплощения авторского
замысла

Выразительно читать поэтический текст.
Определять идейно-художественное
содержание текста, выявлять средства
художественной выразительности.
Видеть взаимосвязь пейзажной зарисовки с
душевным состоянием и настроением
человека. Характеризоватьлирического героя.
Работать
со словарями, определять значение
устаревших слов и выражений.
Читать одно из стихотворений
наизусть

Итого по разделу

13

4

Раздел 5. Литература второй половины XIX века
Ф. И. Тютчев.
5.1
2
Стихотворения
(не менее двух)

5.2

А. А. Фет. Стихотворения(не
менее двух)

2

Ф. И. Тютчев.
Стихотворения (не менее
двух). «Есть в осени
первоначальной…»,
«С поляны коршун
поднялся…». Тематика
произведений.
Лирический герой и средства
художественной
изобразительности
в произведении

Читать выразительно стихотворение.
Определять его тематическое содержаниеи
эмоциональный настрой. Выявлять средства
художественной выразительности. Читать одно
из стихотворений наизусть.

А. А. Фет. Стихотворения(не
менее двух).
«Учись у них – у дуба, у
берёзы…», «Я пришёлк
тебе с приветом…»
Проблематика
произведений поэта.
Своеобразие
художественного
видения поэта

Читать выразительно стихотворение,
анализировать. Находить языковые средства
художественной выразительности (эпитет,
сравнение, метафора, олицетворение),
определять ихроль в создании поэтических
образов.
Читать одно из стихотворений наизусть

5

5.3

И. С. Тургенев. Рассказ
«Бежин луг»

2

И. С. Тургенев. Рассказ
«Бежин луг». Образы и
герои. Портрет и пейзажв
литературном произведении

Воспринимать и выразительно читать
литературное произведение. Уметь отвечать
на вопросы, задавать вопросы
к тексту, пересказывать. Составлять план
(простой, подробный). Выделять наиболее

яркие эпизоды произведения. Определятьтему,
идею. Характеризовать главных героев
рассказа. Определять роль
пейзажных описаний в произведении.
Сопоставлять художественный текст
с произведениями других видов искусств.
Составлять отзыв на рассказ.
Пользоваться библиотечным каталогом
для поиска книги

6

5.4

Н. С. Лесков. Сказ
«Левша»

3

Н. С. Лесков. Сказ
«Левша».
Художественные и
жанровые
особенности
произведения.
Образ главного героя.
Авторское отношение к
герою

Читать текст, отвечать на вопросы.
Владеть различными видами пересказа
художественного текста (подробный, сжатый,
выборочный). Характеризоватьгероя, его
поступки. Определять
основную мысль произведения, жанровые
особенности, художественные средства
изобразительности. Работать
со словарями, определять значение
устаревших слов и выражений.
Аргументированно высказывать своё
отношение к герою произведения.
Создавать аннотацию на прочитанное
произведение

5.5

Л. Н. Толстой. Повесть
«Детство» (главы)

2

Л. Н. Толстой. Повесть
«Детство» (главы).
Тематика и проблематика
повести. Образы

Выразительно читать главы повести,
отвечать на вопросы, пересказывать.
Выявлять основную мысль, определять
особенности композиции. Участвовать

7

родителей. Образы Карла
Иваныча и Натальи
Савишны

8

в беседе о прочитанном, в том числе
используя факты жизни и творчества
писателя; формулировать свою точку зрения
и корректно передавать своимисловами
смысл чужих суждений.
Определять особенности
автобиографического произведения.
Характеризовать главного героя, его
поступки и переживания

5.5

А. П. Чехов. Рассказы
(три по выбору)

3

А. П. Чехов. Рассказы
(три по выбору).
Например, «Толстый и
тонкий», «Хамелеон»,
«Смерть чиновника».
Проблема маленького
человека. Юмор, ирония,
источники комического в
рассказе «Хамелеон».
Проблема истинных и
ложных ценностей
в рассказах писателя

9

Воспринимать и выразительно читать
рассказ, отвечать на вопросы, уметь
формулировать вопросы к тексту,
пересказывать близко к тексту, владеть
художественным пересказом. Определятьроль
названия в литературном произведении.
Выявлять жанровые отличия рассказа,
определять его проблематику. Анализировать
произведение с учётом его жанровых
особенностей, с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа,
давать собственную интерпретацию и оценку
произведениям.Характеризовать героев
рассказа.
Выявлять детали, создающие комический
эффект. Инсценировать рассказ или его
фрагмент. Писать мини-сочинение

5.6

А. И. Куприн. Рассказ
«Чудесный доктор»

Итого по разделу
Раздел 6. Литература ХХ века

2

А. И. Куприн. Рассказ
«Чудесный доктор».
Тема рассказа, сюжет.
Проблематика
произведения. Смысл
названия рассказа

16

10

Воспринимать и выразительно читать
рассказ. Отвечать на вопросы, уметь
формулировать вопросы к тексту,
пересказывать текст, используя авторские
средства художественной выразительности.
Определять тему, идеюпроизведения,
своеобразие композиции.
Характеризовать главных героев, основные
события. Описывать портреты героев
произведения, раскрывать их внутренний мир.
Выстраивать с помощьюучителя траекторию
самостоятельного чтения. Писать отзыв на
прочитанное произведение, аргументировать
своё
мнение

6.1

Стихотворения
отечественных поэтов
начала ХХ века
(не менее двух)

3

Стихотворения
отечественных поэтов начала
ХХ века (не менеедвух).
Например, стихотворения
С. А. Есенина,
В. В. Маяковского,А.
А. Блока и др.
А. А. Блок.
Стихотворения

11

Эмоционально воспринимать и выразительно
читать произведение (в том числе наизусть).
Отвечать на вопросы, анализировать
стихотворение. Определятьтему, идею,
художественные и
композиционные особенности
лирического произведения, особенности
авторского языка. Характеризовать лирического
героя. Устно или письменноотвечать на
вопросы

«О, весна, без конца и без
краю…», «Лениво и тяжко
плывут облака…»,
«Встану я в утро
туманное…»
С. А. Есенин.
Стихотворения «Гой ты,
Русь, моя родная…»,
«Низкий дом с голубыми
ставнями», «Я покинул
родимый дом…», «Топи да
болота».
В. В. Маяковский.
Стихотворения «Хорошее
отношение к лошадям»,
«Необычайное
приключение, бывшеес
Владимиром
Маяковским летом
на даче»

12

6.2

Стихотворения
отечественных поэтов XX
века (не менее четырёх
стихотворенийдвух поэтов)

3

Стихотворения
отечественных поэтов XX
века (не менее четырёх
стихотворений двух поэтов).
Например,стихотворения
О. Ф. Берггольц,

Эмоционально воспринимать и
выразительно читать произведение
(в том числе наизусть). Выражать личное
читательское отношение к прочитанному.
Определять тему, идею, художественные и
композиционные особенности
лирического произведения.

В. С. Высоцкого, Е.
А. Евтушенко, А. С.
Кушнера,
Ю. Д. Левитанского,Ю.
П. Мориц,
Б. Ш. Окуджавы,
Д. С. Самойлова

Характеризовать лирического героя.
Анализировать произведение с учётом егородожанровой принадлежности.
Выявлять средства художественной
изобразительности в лирических
произведениях. Устно или письменно
отвечать на вопросы

13

6.3

Проза отечественных
писателей конца XX –
начала XXI века, в том
числе о Великой
Отечественной войне (два
произведения
по выбору)

2

Проза отечественных
писателей конца XX –
начала XXI века,
в том числе о Великой
Отечественной войне (два
произведения
по выбору). Например,
Б. Л. Васильев. «Экспонат
№ ...». Б. П. Екимов.
«Ночь исцеления». А.
В. Жвалевский иЕ. Б.
Пастернак.
«Правдивая история Деда
Мороза» (глава «Очень
страшный 1942 Новый год»).
Тематика, идейнохудожественное
содержание произведения

14

Читать, отвечать на вопросы,
пересказывать. Находить детали,
языковые средства художественной
выразительности, определять их рольв
произведении. Определять характер
главного героя, его взаимоотношения
с окружающими. Выявлять роль пейзажав
рассказе. Оценивать художественное
своеобразие произведения. Выявлять
авторскую позицию. Высказывать своё
отношение к событиям, изображённым
в произведении. Находить информацию об
авторе и произведении в справочной,
энциклопедической литературе. Создавать
аннотацию на прочитанное произведение.
Выстраивать с помощью учителя
траекторию самостоятельного чтения.
Писать сочинение с опорой на одно из
произведений

6.4

В. Г. Распутин. Рассказ
«Уроки французского»

2

В. Г. Распутин. Рассказ
«Уроки французского».
Трудности послевоенного
времени. Образ главного
героя

15

Эмоционально воспринимать и
выразительно читать произведение.
Отвечать на вопросы и уметь
формулировать вопросы к тексту.
Определять тему, идею, характеры главных
героев, мотивы их поступков.Анализировать
произведение с учётомего жанровых
особенностей,
с использованием методов смыслового
чтения и эстетическогоанализа, давать
собственную
интерпретацию и оценку произведению.
Выявлять авторскую позицию.
Писать сочинение на одну
из предложенных тем

6.5

Произведения отечественных
писателейна тему взросления
человека (не менее двух)

3

Произведения отечественных
писателейна тему взросления
человека (не менее двух).
Например, Р. П. Погодин.
«Кирпичные острова». Р.
И. Фраерман. «Дикая
собака Динго, или
Повесть о первой любви».Ю.
И. Коваль. «Самая лёгкая
лодка в мире» и др.
Проблематика

Читать, отвечать на вопросы,
пересказывать. Определять тему, идею
произведения. Характеризовать главных
героев, давать их словесный портрет.
Сопоставлять героев и их поступки
с другими произведениями. Выявлять
авторскую позицию. Высказывать своё
отношение к событиям, изображённым в
произведении. Находить информациюоб
авторе и произведении в справочной,
энциклопедической литературе.
Выстраивать с помощью учителя

произведения. Система
образов

траекторию самостоятельного чтения.
Участвовать в разработке учебных проектов.
Писать отзыв на прочитанную
книгу

16

6.6

Произведения современных
отечественных писателейфантастов (не менее двух)

4

Произведения современных
отечественных писателейфантастов (не менее двух).
Например,
А. В. Жвалевскийи
Е. Б. Пастернак.
«Время всегда хорошее».В.
В. Ледерман.
«Календарь ма(й)я» и др.
Конфликт
в произведении.
Нравственный выбор героев
(А. В. Жвалевскийи Е. Б.
Пастернак.
Повесть «Время всегда
хорошее»).
Сюжет и композиция
произведения. Смысл
названия произведения(В.
В. Ледерман.
«Календарь ма(й)я»)

Эмоционально воспринимать и выразительно
читать произведение. Определять тему, идею,
художественныеи композиционные
особенности произведений. Формулировать
вопросы по тексту произведения. Использовать
различные виды пересказа произведения или
его фрагмента. Характеризовать и сопоставлять
основных героев произведений, выявлять
художественныесредства создания их образов.
Сопоставлять произведения одногои
разных авторов по заданным основаниям.
Выявлять средства художественной
изобразительности
в произведениях. Использовать различныевиды
пересказа произведения или его фрагмента.
Выражать личное
читательское отношение к прочитанному.
Выстраивать с помощью учителя
траекторию самостоятельного чтения.
Писать сочинение на литературную тему
или отзыв на прочитанное произведение,

аргументировать своё мнение. Создавать
аннотацию на прочитанное произведение

17

6.7

Литература народов
Российской Федерации.
Стихотворения
(два по выбору)

Итого по разделу
Раздел 7. Зарубежная литература
7.1
Д. Дефо. «Робинзон
Крузо» (главы по выбору)

2

Литература народов
Российской Федерации.
Стихотворения
(два по выбору).
Например,
М. Карим. «Бессмертие»
(фрагменты).
Г. Тукай. «Родная
деревня», «Книга».
К. Кулиев. «Когда на меня
навалилась беда…»,
«Каким бы малым ни былмой
народ…», «Что б ни
делалось на свете…»

Читать выразительно и анализировать
поэтический текст. Характеризовать
лирического героя. Сопоставлять
произведения, определяя общность темыи её
художественное воплощение.
Выявлять художественные средства
выразительности

Д. Дефо. «Робинзон
Крузо» (главы
по выбору). Тема, идея.
Образ главного героя

Читать выразительно прозаический текст,
отвечать на вопросы. Учиться
самостоятельно формулировать вопросы.
Пересказывать (кратко, подробно, выборочно)
главу повести. Уметь
характеризовать героев повести.
Анализировать детали, выявляющие
авторское отношение к персонажам.
Определять художественные средства

19
2

18

выразительности. Работать со словарями,
определять значение устаревших слов и
выражений. Аргументированно
высказывать своё отношение к героям
произведения. Составлять отзыв
на произведение
7.2

Дж. Свифт. «Путешествия
Гулливера» (главы
по выбору)

2

Дж. Свифт. «Путешествия
Гулливера» (главы
по выбору). Идея
произведения.
Проблематика

Читать произведение, отвечать
на вопросы, анализировать отдельные
фрагменты. Определять жанровую
особенность произведения.
Характеризовать главного героя, выявлятьсвоё
отношение к нему. Сопоставлять
художественные тексты с произведениямидругих
видов искусств. Составлять
письменный отзыв на произведение

7.3

Произведения
зарубежных писателейна
тему взросления
человека (не менее двух)

4

Произведения
зарубежных писателейна
тему взросления
человека (не менее двух).
Например, Ж. Верн.
«Дети капитана Гранта»
(главы по выбору).
Х. Ли. «Убить
пересмешника» (главыпо
выбору) и др. Тема,
идея, проблематика.

Читать, отвечать на вопросы.
Самостоятельно формулировать вопросык
произведению в процессе его анализа. Владеть
разными видами анализа.
Выявлять сюжет, композицию произведения.
Находить информацию об авторе и
произведении в справочной,
энциклопедической литературе.
Выстраивать с помощью учителя
траекторию самостоятельного чтения.
Участвовать в разработке учебных

19

Сюжет, композиция.
Образ героя
7.4

Произведения современных
зарубежныхписателейфантастов
(не менее двух)

Итого по разделу
Развитие речи
Внеклассные чтение
Итоговые контрольные работы
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3

Произведения современных
зарубежныхписателейфантастов
(не менее двух).
Например,
Дж. К. Роулинг.
«Гарри Поттер» (главы
по выбору). Д. У. Джонс.
«Дом с характером» и др.
Тема, идея, проблематика.
Сюжет. Система образов

11
8
7
2
15
102

20

проектов. Писать отзыв на прочитанную
книгу
Читать выразительно литературное
произведение, отвечать на вопросы,
самостоятельно формулировать вопросы.
Определять жанровую особенность
произведения. Определять тему, идею,
художественные и композиционные
особенности произведения. Находить
информацию об авторе и произведении
в справочной, энциклопедической литературе.
Выстраивать с помощью учителя траекторию
самостоятельного чтения. Участвовать в
разработке учебныхпроектов. Писать отзыв на
прочитанную
книгу. Создавать аннотацию
на прочитанное произведение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».