РП по РЯ факультатив 10-11 кл.

Пояснительная записка
Факультатив по русскому языку «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» предназначен
для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 68 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, поскольку
факультатив обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть
сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве
обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого
профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание
курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные
в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление
теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения
тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное
представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике
нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного факультативного предмета обусловлена тем, что
новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей
технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами
требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и
умений воспитанник получал в результате практической деятельности. Практические
занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа
с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и
сообщений, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию
устойчивого интереса к изучению родного языка.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование
языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков
логического
мышления,
расширение
кругозора
школьников,
воспитание
самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий
экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование
устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на
ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной
речи.
Задачи курса:
 изучение нормативных и методических документов по организации и проведению
ЕГЭ по русскому языку;
 овладение основными нормами литературного языка;
 создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения
выполнять все виды языкового анализа;
 дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных
задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
 обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых
заданий;
 освоение
стилистического многообразия и практического использования
художественно-выразительных средств русского языка;
 обучение анализу текста, его интерпретации;
 совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении
части С экзаменационной работы;
 развитие речевой культуры.
2

Программа рассчитана на 2 года обучения: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю), 11 класс –
34 часа (1 час в неделю).
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными
документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг,
практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления
и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на
заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов,
написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических
сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование
различных каналов поиска информации.
Планируемые результаты освоения курса факультатива
Структура и содержание факультатива предполагают, что обучающиеся должны
овладеть практическими навыками выполнения 1-й части работы и написания сочинениярассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса обучающиеся будут психологически подготовлены к
ЕГЭ, будут знать особенности предстоящего экзамена, уверенно ориентироваться в
оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания работ.
Факультатив направлен на развитие и совершенствование коммуникативной,
языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности
и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами русского
речевого этикета, культурой межнационального общения.
Критерии ожидаемых результатов:
1.
Повышение мотивации учащихся на учебную деятельность.
2.
Качественная сдача ЕГЭ учащимися.
3.
Ученик становится субъектом, конструктором своей подготовки к ЕГЭ.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка;
- понимать смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
- знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка;
- знать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения;
- знать сновные особенности функциональных стилей;
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
- выполнять тестовые задания;
- анализировать содержание текста, выделять его проблематику;
3

- определять тип и стиль речи предложенного текста;
- создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения
(формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию
и аргументировано выражать свою).
- оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка;
(орфографических,
орфоэпических,
лексических,
словообразовательных,
морфологических, синтаксических);
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и
синтаксису в практике правописания;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного
языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному
тексту;
- аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными
нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной
экзаменационной работе.
Содержание факультатива
10 класс (34 часа)
Введение (2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы (1 ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы (3 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики
русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых
связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная
лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и
новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (3 ч.)
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Словообразовательные нормы (2 ч.)
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.
Морфологические нормы (9 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных
частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологичесике признаки и
синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки
на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы (13 ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания.
Построение словосочетаний.
4

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их
выражения. Простое и сложное предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и
сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования
прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.
Содержание факультатива
11 класс (34 часа)
Орфографические нормы (4 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней.
Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов
глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные
написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с
различными частями речи. Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы (4 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами
связи.
Текст (7 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи (6 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение
ошибок при определении стиля текста.
Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.)
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические
фигуры.
Коммуникативная компетенция (4 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические
ошибки, их характеристика и предупреждение.
5

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных,
языковых, речевых, этических, фактологических норм.
Тематическое планирование
№
П/П

Количество Теоретическая Практическая
часов
часть
часть

Тема
10 класс

1 Введение. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ

2

1

1

2 Литературный язык. Языковые нормы.

1

1

-

3 Орфоэпические нормы русского языка

1

-

1

4 Лексические нормы

3

1

2

5 Грамматические нормы

3

1

2

6 Словообразовательные нормы

2

1

1

7 Морфологические нормы.

9

2

7

8 Синтаксические нормы и пунктуация

13

2

11

34

9

25

1 Орфографические нормы

7

3

4

2 Пунктуационные нормы

4

1

3

3 Текст

3

1

2

4 Функционально-смысловые типы речи

5

1

4

5 Функциональные стили речи

6

1

5

6 Изобразительно-выразительные средства языка

3

1

2

7 Коммуникативная компетенция.

5

2

3

Всего в 11 классе

34

7

27

Итого:

68

16

52

Всего в 10 классе
11 класс

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».