АДД,. РП

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению
на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности
дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в
дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и
постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программноцелевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах
России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как
следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной
причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность
участников дорожного движения.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена
особенностями их психофизиологического развития, такими как: - неустойчивость и
быстрое истощение нервной системы; - неспособность адекватно оценивать обстановку; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; - преобладание процессов
возбуждения над процессами торможения; - преобладание потребности в движении над
осторожностью; - стремление подражать взрослым; - недостаток знаний об источниках
опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного; - переоценка своих
возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под
машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой
опасности.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности
дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров),
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала
задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной
образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум
учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная
школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.
Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований
дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия
в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном
объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.
Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает
сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного
движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.
Реализация программы осуществляется через
сочетание разнообразных по
содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин,
экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения,
тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных
ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила
дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на
практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести
профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма.

2

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную
часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения»
предназначена для использования во внеурочной деятельности в 1-6 классах.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в
дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных
дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить
прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе
моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение
прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний
правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и
пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и
безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками
знаний о безопасности на дорогах,
правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в
качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные
«ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и
укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер
безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке
возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных
участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников
дорожного движения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоения программы «Азбука дорожного движения» формируются
следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего
поведения как участника движения; — объяснять значение и функции конкретного знака
(в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе); —
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций; —
раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; — разыгрывать
различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД),
передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; — формирование
способности оценивать свое поведение со стороны; — формирование рефлексивных
умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; — формирование
умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — определять форму предметов
окружающего мира (треугольник, круг, квадрат); — сравнивать цвет предметов,

3

группировать их по цветовым оттенкам; — определять пространственные положения и
взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед;
ближе - дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных
положениях; — объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близкодалеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: —
выделять из многообразия объектов транспортное средство; — выделять среди объектов
окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать
назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); — различать цвет и форму
запрещающих знаков; — различфать и объяснять сигналы светофора, действовать в
соответствии с ними; — находить места переходов по дорожным знакам (подземный,
наземный переходы); — различать сигналы светофора и объяснять их значение; —
группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный,
воздушный.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.
1
Остановочный путь и скорость движения.
1
Пешеходные переходы.
1
Нерегулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы.
1
Поездка на автобусе, троллейбусе, трамвае и других видах транспорта
1
Дорожные знаки и дорожная разметка. Дорога в школу.
1
Где можно и где нельзя играть. Ты – велосипедист.
1
Учусь читать дорожные знаки.
1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Учебные часы
раздела и
Наименование разделов тем занятий
всего теория практика
тем
1.
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.
1
1
2.
Остановочный путь и скорость движения.
1
1
3.
Пешеходные переходы.
1
1
4.
Нерегулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы.
1
1
5.
Поездка на автобусе, троллейбусе, трамвае и других видах
1
1
транспорта
6.
Дорожные знаки и дорожная разметка. Дорога в школу.
1
1
7.
Где можно и где нельзя играть. Ты – велосипедист.
1
1
8.
Учусь читать дорожные знаки.
1
1
Итого
8
6
2

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».