Крымоведение. РП

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость разработки программы и содержания учебного курса
«Крымоведение» для начальной школы обусловлена очевидным возрастанием роли и
значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Крым от 06.07.2015
№131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым», концепции комплексной
программы модернизации образования и практической реализации приоритетного
национального проекта «Наша новая школа» изучение «Крымоведения» приобретает
особую актуальность. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет
давние традиции, как в Крыму, так и во всей России.
Актуальность и обоснованность курса «Крымоведение» в начальной школе
предопределена его практической направленностью на реализацию органического
единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина
России.
В контексте этого следует особо подчеркнуть то, что именно краеведческий подход
позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как
неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о
природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности,
своей стране, закладывает основы патриотизма и экологической культуры.
Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое,
население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его
территорий в частности.
Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит
учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую
действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений
использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и социально-культурным
окружением придает практическую направленность курсу «Крымоведение», одной из
основных задач которого является привитие обучающимся навыков поведения в природе,
наблюдательности, заинтересованности экологическими и народнохозяйственными
проблемами.
Являясь комплексным учебным курсом, осуществляющим тесные межпредметные
связи, «Крымоведение» призвано заложить важные основы для успешного последующего
изучения целого ряда школьных предметов. Использование краеведческого изучения
территории позволяет строить преподавание на основе дидактического правила,
обеспечивающего максимальную доступность и наглядность обучения: «от простого – к
сложному, от близкого – к далекому».
Общая характеристика курса
Программа учебного курса «Крымоведение» для учащихся начальных классов
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и определяет цель, задачи,
планируемые результаты и содержание курса. Основное назначение реализации
программы состоит в формировании природоведческой, обществоведческой и
исторической компетенций младшего школьника, экологической культуры, воспитание
чувства патриотизма, любви к родному краю.
Спецификой данного курса является:
− интеграция с изучаемыми предметами в начальной школе;
− цикличный принцип построения программы, когда знания детей расширяются и
пополняются в каждом классе, что выражается в обязательных тематических линиях
(разделах) программы;
− формирование расширенных представлений об уникальности Крымского
полуострова;
2

− приобретение дополнительных знаний о многообразии и целостности
природного и историко-культурного наследия Крыма;
− учет возрастных и психологических особенностей младших школьников;
− направленность курса на воспитательный эффект.
Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать
целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе
краеведческого подхода.
Задачи:
− сформировать представления о многообразии и уникальности природных и
историко-культурных богатствах Крымского полуострова;
− раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного
отношения к природе родного края;
− развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать,
рассуждать, решать творческие задачи;
− формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Общеучебные умения и навыки, способы деятельности
В ходе изучения курса формируются умения обобщать, классифицировать,
сравнивать, анализировать, делать выводы.
Ценностные ориентиры содержания курса
В процессе изучения предмета формируется духовно-нравственное воспитание,
закладываются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность,
ценность жизни, добра, природы, нравственно-эстетические и семейные ценности,
духовность. Курс способствует формированию у обучающихся этнического и
национального самосознания, культуры межэтнических отношений, здорового образа
жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
−
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности,
патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю
Крыма;
−
формирование целостного взгляда на мир;
−
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
−
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
природе;
−
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
−
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:
−
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских
объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета;
−
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и
поискового характера;
−
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
3

−
использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
−
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
природе, истории, культуре нашего полуострова;
−
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
−
освоение
основ
экологической
грамотности,
элементарных
правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;
−
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
−
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о
Крыме;
−
воспитание чувства гордости за Республику Крым.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность
обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития,
который характеризуется как умения:
− пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
− осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях,
периодических изданиях, сети Интернет;
− работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
− использовать полученные знания в жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов:
«Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма»,
«Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие
Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение 1 ч.
«Волшебный край, очей отрада…».
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» 1 ч.
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и
гимн Республики Крым.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными
единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» 3 ч.
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья,
каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые
известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова.
Полезные ископаемые.
Животный мир Крыма.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» 1 ч.
Экскурсия, путешествие, туризм.
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во
время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя
аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» 1 ч.
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты
полуострова.
4

Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» 1 ч.
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия.
Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей.
Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
раздела
и тем
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Учебные
часы

Наименование разделов и тем
Введение. «Волшебный край, очей отрада…»
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего
региона»

1
1
3
1
1
1
Итого

5

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».