Лит чтение на родном языке(русском)РП

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовую основу настоящей примерной программы (далее– программа) по
учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составляют
следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований,
заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке».1 Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и
литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном русском
языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской
литературы в разных регионах Российской Федерации. В Указе Президента РФ от 6
декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную
Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666, отмечается, что
«общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной
доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное
российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который
основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и
культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие
основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций
народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений
в единую российскую культуру»2.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном
языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной
истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке
для обеспечения культурной самоидентификации.
В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о
том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для
национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и
передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым
преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной
традиции в сознании младших школьников.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской
литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение
обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его
культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской
культуры.

2

В программе курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено
содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику
русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей
России, с материальной и духовной культурой русского народа. Эти концептуальные
положения определяют особенности курса «Литературное чтение на родном (русском)
языке», отличающие его от курса «Литературное чтение», входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение».
Специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована
благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный
характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б)
вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского
детства: особенности воспитания ребенка в семье, его взаимоотношений со сверстниками
и взрослыми, особенности восприятия ребенком окружающего мира; в) расширенному
историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие
от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику
лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений
русской литературы.
Русская литература обладает высочайшей степенью эмоционального воздействия на
внутренний мир младшего школьника, возможностями приобщения к гуманистическим
ценностям и культурно-историческому опыту своего народа. Обладая гуманистическим
потенциалом, русская литература помогает воспитанию школьников в духе
уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
овладению культурой межнационального общения.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке», основанный на тех же
принципах, что и основной курс «Литературное чтение», предусматривает знакомство
младших школьников с произведениями русской литературы, в которых наиболее ярко
отражены духовные основы русской культуры, русский национальный характер, обычаи,
традиции русского народа.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на решение
следующих задач:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества;
• воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского
народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;
формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
• формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях,
значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
• обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
• формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для
речевого самосовершенствования;
• совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
• развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»,
учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с
предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на родном
3

(русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой
культуры и коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурноисторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого
выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемнотематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие
духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Еще
одной общей чертой двух курсов является концентрирование их содержания вокруг
интересов и запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение в
специфике выбранных произведений. Данная программа соотносится с
«Примерной программой по учебному предмету «Родной язык (русский) для
образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования»
на уровне: целевые установок, концептуальных основ построения курсов; принципов
отбора содержания; координации осваиваемых младшими школьниками ключевых
понятий.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет
права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу,
поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного
чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не
предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе
литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного
кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики,
современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших
школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для
национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и
изучения младшим школьникам произведения русской литературы отражают разные
стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро,
сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на
содержание основного курса «Литературное чтение», сопровождает и поддерживает его,
соотносится с включенным в него содержанием, но при этом не дублирует это
содержание.
В содержании программы выделены следующие разделы: «Виды речевой и
читательской деятельности», «Круг детского чтения»,
«Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность обучающихся».
При определении содержания курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
в центре внимания находятся:
1. Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном
пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например,
доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми
понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной
школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную
специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями
помогает младшим школьникам понять ценности национальной культурной традиции,
ключевые понятия русской культуры.
2. Интересы ребенка младшего школьного возраста: главными героями значительного
количества произведений выступают сверстники младшего школьника, через их
восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурноисторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир
4

детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера,
формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами
сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе
представлено значительное количество произведений современных авторов,
продолжающих в своем творчестве национальные традиции русской литературы, эти
произведения близки и понятны современному школьнику.
3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отраженные средствами других видов
искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» и принципами построения курса содержание каждого класса включает
два основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя». В каждом разделе
выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя
семья», «Я и книги» и т. д., во втором: «Люди земли русской», «О родной земле».
Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что
позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы
произведения, темы или проблемы).
Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в
соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент
содержания курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к
литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в
произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных
авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом
национально-культурной специфики региона.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, сформулированным в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности
уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
метапредметных результатов:
1) познавательные
универсальные
учебные действия: освоение способов
решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить
свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные
учебные действия:
5

развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения,
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные
учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами
познавательной и личностной рефлексии
Реализация программыобеспечивает достижение следующих предметных результатов
осознание коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы; осознание значимости чтения русской
литературы для познания мира, национальной истории и культуры; давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев; совершенствовать в процессе чтения
произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных
и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
рослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение
ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (17 ч)
Я и книги. Пишут не пером, а умом. В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава
«Мой дневник»). В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). Я
взрослею. Жизнь дана на добрые дела. Пословицы о доброте. Ю. А. Буковский. «О
Доброте — злой и доброй». Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Живи по совести.
Пословицы о совести. П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г. Волкова. «ДребиДон». Я и моя семья. В дружной семье и в холод тепло. О. Ф. Кургузов. «Душа
нараспашку». А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). В. М. Шукшин. «Как
зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). Я фантазирую и мечтаю. Детские
фантазии. В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). Л. К.
Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (17 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли русской. О. М. Гурьян.
«Мальчик из Холмогор» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю
деревню»). От праздника к празднику. Всякая душа празднику рада. А. И. Куприн.
«Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). О
родной природе. Неразгаданная тайна — в чащах леса. Русские народные загадки о лесе,
реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки». И.
С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». М. М. Пришвин. «Как распускаются
разные деревья». И. П. Токмакова. «Туман».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела и тем
Наименование разделов и тем
Учебные
часы
1
Мир детства
17
2
Родина моя
17
Итого:
34

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».