Пояснительная записка Факультативный курс « Подготовка к ЕГЭ по биологии» на научном уровне раскрывает ряд теоретических вопросов школьного курса биологии; способствует обобщению материала по всем царствам живой природы, он рассчитан на 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе и предусматривает лекционные, семинарские, практические занятия. При разработке программы факультативного курса большинство задач и упражнений взято из методических указаний ФИПИ по подготовке к ЕГЭ. Рабочая учебная программа (рабочая программа) факультативного курса по биологии разработана на основании: Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года № 1897, (в ред. приказа от 31.12.2015 №1577). Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2024 года по биологии, кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2024 года по биологии, варианты контрольных измерительных материалов 2022,2023 годов по биологии. В качестве учебно-методического комплекса при организации занятий курса «Подготовка к ЕГЭ по бпологии» можно использовать пособие по биологии для поступающих в вузы «ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка» под ред. Соловкова Д.А., и учебно-тренировочные материалы под ред. Кириленко А.А. Вышеуказанные материалы раскрывают наиболее сложные вопросы школьного курса биологии, содержат комплекс тренировочных упражнений по сложным темам и методические рекомендации для учителя. Цели факультативного курса: - развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения; - развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить; - закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии; - обучение обучающихся основным подходам к решению задач и упражнений по биологии, нестандартному решению практических задач; - систематическая подготовка школьников старших классов к сдаче единого государственного экзамена по химии; - подготовка школьников к районным и областным олимпиадам по химии. Задачи факультативного курса: - научить обучающихся приемам решения заданий различных типов; - закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса ботаники, зоологии, человек и общей биологии; - способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно- математического цикла при решении заданий по биологии; - продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы; - развивать учебно-коммуникативные навыки при подготовке к семинарским занятиям и выполнения контрольных работ. Планируемые результаты освоения факультативного курса ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. – Осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире. – Вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт. –Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. -Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. - Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. -Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. -Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. -Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. -Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования. -Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Регулятивные УУД: -Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута. -Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали. -Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. -Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели. 2 -Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты. -Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели. -Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные УУД: -Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлятьразвернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные ипознавательные) задачи. -Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках. -Использовать различные модельно-схематические средства для представлениясущественных связей и отношений, а также противоречий, выявленных винформационных источниках. -Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого. -Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственногосуждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. -Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поисквозможностей для широкого переноса средств и способов действия. -Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. - учитывая -Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: -Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (каквнутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатии. -При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды вразных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.). - Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия. -Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. -Распознавать конфликтно-генные ситуации и предотвращать конфликты до их активнойфазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 3 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения. - Ученик научится: раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений; понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы; формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот); распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам; описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); объяснять причины наследственных заболеваний; выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания); приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач; представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; 4 объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; объяснять последствия влияния мутагенов; объяснять возможные причины наследственных заболеваний. Ученик получит возможность научиться: - –давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, ), законы наследственности, закономерности изменчивости; - –характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; - –сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); - –решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; - –решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); - –решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; - –устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности; - – объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике, составлять схемы процессов, - протекающих в клетке, иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. - -работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического - исследования. -оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ - Содержание факультативного курса 10-11 класс 10 КЛАСС 5 № п/п Темы занятий Введение. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии. (1 ч) 1 Тема 1 «Многообразие организмов» (6 ч.) Биология – наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии. Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни. Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты. 2 Многообразие форм жизни. Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов. Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение организмов. Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Про- и эукариоты. 3 Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли Низшие жизненные формы – нетканевые формы жизни. Протисты. Грибы, лишайники, водоросли – организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека. 4 Растения Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений. 5 Беспозвоночные животные Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. 6 Позвоночные животные Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. 7 Тема 2 «Клетка как биологическая система» (9 ч) Клеточная теория. Химический состав клеток. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганическиевещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. 8 Клеточный уровень организации жизни Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки.Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. 6 Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке. 9 Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. Способы передачи генетической информации Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация 10 ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса Реализация генетической информации Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм 11 биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы. Клеточный метаболизм Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация 12 организмов по способам питания. Обобщение по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система» Итоговый контроль в форме ЕГЭ 11 КЛАСС Тема 3 «Человек и его здоровье» (10 ч) Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы 13 Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека. Внутренняя среда организма человека Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: 14 крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Метаболические системы организма человека Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная 15 системы. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. Структурнофункциональные единицы органов. 7 Репродуктивный аппарат человека 16 Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Системы регуляции функций организма Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции 17 функций организма человека. Нервная система человека. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств. Анализаторы. ВНД человека. Организм человека как единое целое 18 Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность. Тема 4. «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» (5 ч) Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни) Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. 19 Полное и неполное доминирование. Чистые линии. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Закономерности изменчивости Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организмов. Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации, их виды, причины и последствия. Модификационная изменчивость. Норма реакции. 20 Генотип и среда. Причины модификационной, мутационной, комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Основы селекции и биотехнологии Сорта растений, причины их разнообразия. Селекция растений. Биологические основы выращивания культурных растений. Породы животных, причины их многообразия. 21 Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы Развитие эволюционных представлений в биологии. Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. 22 Ламарка. Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы. Синтетическая теория эволюции. Современное понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма 23 существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция. Макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез. Обобщение и повторение. «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ» (1 ч) Итоговый контроль в форме ЕГЭ 8 Формы контроля: В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с. 2. Биология ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2009. 3. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.432 с. 4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003 5. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка /Соловков Д.А. – 6-е изд., исп. И доп. – СПБ .: БХВ – Петербург, 2020.-624с. Ил. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Учебники 1. «Биология. Базовый и углубленный уровни». 10 кл. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов ООО «Дрофа»: 2019, АО «Издательство «Просвещение»,2021 2. «Биология. Базовый и углубленный уровни». 11 кл. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов ООО «Дрофа»: 2019, АО «Издательство «Просвещение»,2021 3. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка /Соловков Д.А. – 6-е изд., исп. И доп. – СПБ .: БХВ – Петербург, 2020.-624с. Ил. 9 Тематическое планирование 10 КЛАСС №п/п Темы Кол-во часов 1 1 Введение. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии. 2 3 Многообразие организмов 4 Обобщение по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система» 1 Итого 17 Клетка как биологическая система 6 9 Кол-во Пр.р. 2 2 4 Кол-во Л.р. - Кол-во К.р. - 1 - 1 11 КЛАСС №п/п Темы 1 2 Введение. 3 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира Обобщение и повторение. 4 Человек и его здоровье Итого Кол-во часов 1 10 5 1 17 10 Кол-во Пр.р. 2 Кол-во Л.р. - 1 - 3 - Кол-во К.р. 1 1