Рабочая факультатив

Пояснительная записка
Факультативный курс « Подготовка к ЕГЭ по биологии» на научном уровне
раскрывает ряд теоретических вопросов школьного курса биологии; способствует
обобщению материала по всем царствам живой природы, он рассчитан на 17 часов в 10
классе и
17 часов в 11 классе и предусматривает лекционные, семинарские,
практические занятия.
При разработке программы факультативного
курса большинство задач и
упражнений взято из методических указаний ФИПИ по подготовке к ЕГЭ.
Рабочая учебная программа (рабочая программа) факультативного курса по биологии
разработана на основании:
 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от «17» декабря 2010 года № 1897, (в ред. приказа от
31.12.2015 №1577).


Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного
экзамена 2024 года по биологии, кодификатор элементов содержания и требований
к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого
государственного экзамена 2024 года по биологии, варианты контрольных
измерительных материалов 2022,2023 годов по биологии.

В качестве учебно-методического комплекса при организации занятий курса
«Подготовка к ЕГЭ по бпологии» можно использовать пособие по биологии для
поступающих в вузы «ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка» под ред. Соловкова
Д.А., и учебно-тренировочные материалы под ред. Кириленко А.А.
Вышеуказанные материалы раскрывают наиболее сложные вопросы школьного курса
биологии, содержат комплекс тренировочных упражнений по сложным темам и
методические рекомендации для учителя.
Цели факультативного курса:

- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и
методы обучения;
- развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;
- закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;
- обучение обучающихся основным подходам к решению задач и упражнений по
биологии, нестандартному решению практических задач;
- систематическая подготовка школьников старших классов к сдаче единого
государственного экзамена по химии;
- подготовка школьников к районным и областным олимпиадам по химии.
Задачи факультативного курса:
- научить обучающихся приемам решения заданий различных типов;
- закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса
ботаники, зоологии, человек и общей биологии;
- способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-

математического цикла при решении заданий по биологии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
- развивать учебно-коммуникативные навыки при подготовке к семинарским
занятиям и выполнения контрольных работ.

Планируемые результаты освоения факультативного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
– Осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных,
религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные
объяснения происходящего в мире.
– Вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы,
которые ставит личный жизненный опыт.
–Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
-Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
- Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
-Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и
окружающих.
-Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
которые угрожают безопасности и здоровью.
-Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая
стратегию рационального природопользования.
-Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией
рационального природопользования.
-Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного
поведения в качестве одной из ценностных установок.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута.
-Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали.
-Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях.
-Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели.
2

-Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты.
-Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели.
-Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
-Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлятьразвернутый
информационный поиск и
ставить на его основе
новые (учебные ипознавательные) задачи.
-Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках.
-Использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представлениясущественных
связей
и отношений, а также противоречий,
выявленных винформационных источниках.
-Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого.
-Спокойно
и
разумно
относиться
к
критическим
замечаниям
в
отношении собственногосуждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
-Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поисквозможностей для широкого переноса средств и способов действия.
-Выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
-

учитывая

-Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:
-Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(каквнутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатии.
-При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды вразных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.).
- Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия.
-Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.
-Распознавать конфликтно-генные ситуации и предотвращать конфликты
до их
активнойфазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
3

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие

умения.
-

Ученик научится:

раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией,
физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между
основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема,
биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений,
объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации
и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки
(белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов
клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому
критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности
развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,
используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и
ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации
организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
4

объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических
веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Ученик получит возможность научиться:
-

–давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,

закономерностям,

используя

биологические

теории

(клеточную,

),

законы

наследственности, закономерности изменчивости;
-

–характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их

возможное использование в практической деятельности;
-

–сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

-

–решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному

фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
-

–решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых

клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его
окончании (для многоклеточных организмов);
-

–решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы

моногибридного

скрещивания,

применяя

законы

наследственности

и

используя

биологическую терминологию и символику;
-

–устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной

схеме родословной, применяя законы наследственности;
-

– объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике, составлять схемы

процессов,
-

протекающих в клетке, иллюстрировать ответ простейшими схемами и

рисунками клеточных структур.
-

-работать

с

микроскопом

и

изготовлять

простейшие

препараты

для

микроскопического
-

исследования.
-оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ

-

Содержание факультативного курса 10-11 класс

10 КЛАСС

5

№
п/п

Темы занятий
Введение. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии.
(1 ч)

1

Тема 1 «Многообразие организмов» (6 ч.)
Биология – наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии.
Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы.
Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни.
Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества
планеты.

2

Многообразие форм жизни.
Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных
сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов.
Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная
классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение
организмов.
Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере;
значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Про- и
эукариоты.

3

Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли
Низшие жизненные формы – нетканевые формы жизни. Протисты. Грибы, лишайники,
водоросли – организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для
человека.

4

Растения
Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и
покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства
цветковых растений.

5

Беспозвоночные животные
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика двуслойных и
трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые
черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие.

6

Позвоночные животные
Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие.
Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие.

7

Тема 2 «Клетка как биологическая система» (9 ч)
Клеточная теория. Химический состав клеток.
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные
соли. Клетка как биологическая система. Неорганическиевещества: вода и
минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые
кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.

8

Клеточный уровень организации жизни
Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки.Мембранные и
немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке.
6

Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет –
принципы организации, функции в клетке.

9

Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации
Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.

Способы передачи генетической информации
Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация
10 ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и
мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса
Реализация генетической информации
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм
11
биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация
белков в клетке. Лизосомы.
Клеточный метаболизм
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз.
Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация
12 организмов по способам питания.

Обобщение по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая
система» Итоговый контроль в форме ЕГЭ
11 КЛАСС
Тема 3 «Человек и его здоровье» (10 ч)
Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы
13
Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и
аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека.
Внутренняя среда организма человека
Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови
в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма:
14 крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды
иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце.
Работа и регуляция.
Метаболические системы организма человека
Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная
15
системы. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. Структурнофункциональные единицы органов.

7

Репродуктивный аппарат человека
16 Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и
постэмбриональный периоды.
Системы регуляции функций организма
Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции
17 функций организма человека. Нервная система человека. Состав центрального и
периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение
спинного и головного мозга. Органы чувств. Анализаторы.
ВНД человека. Организм человека как единое целое
18 Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность.
Тема 4. «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» (5 ч)
Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни)
Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания.
19 Полное и неполное доминирование. Чистые линии. Анализирующие скрещивания.
Сцепленное наследование. Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные
карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.
Закономерности изменчивости
Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость
признаков организмов. Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации, их
виды, причины и последствия. Модификационная изменчивость. Норма реакции.
20
Генотип и среда. Причины модификационной, мутационной, комбинативной
изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Значение разных форм
изменчивости для жизни организма и эволюции. Генетика человека. Методы изучения
генетики человека.
Основы селекции и биотехнологии
Сорта растений, причины их разнообразия. Селекция растений. Биологические основы
выращивания культурных растений. Породы животных, причины их многообразия.
21 Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон
гомологических рядов и наследственной изменчивости. Биотехнология, генная и
клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции,
народного хозяйства, охраны природы
Развитие эволюционных представлений в биологии.
Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б.
22
Ламарка. Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.
Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.
Синтетическая теория эволюции.
Современное понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма
23 существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция.
Макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на
Земле. Антропогенез.
Обобщение и повторение. «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ» (1 ч)
Итоговый контроль в форме ЕГЭ

8

Формы контроля:

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено
проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка
знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший
год.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия
развития», 1997.-128 с.
2. Биология ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко,
С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2009.
3. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих
в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.432 с.
4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н.
Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003
5. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка /Соловков Д.А. – 6-е изд., исп. И доп. –
СПБ .: БХВ – Петербург, 2020.-624с. Ил.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебники
1.

«Биология. Базовый и углубленный уровни». 10 кл. И.Б. Агафонова, В.И.
Сивоглазов ООО «Дрофа»: 2019, АО «Издательство «Просвещение»,2021

2. «Биология. Базовый и углубленный уровни». 11 кл. И.Б. Агафонова, В.И.
Сивоглазов ООО «Дрофа»: 2019, АО «Издательство «Просвещение»,2021
3. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка /Соловков Д.А. – 6-е изд., исп. И доп. –
СПБ .: БХВ – Петербург, 2020.-624с. Ил.

9

Тематическое планирование
10 КЛАСС
№п/п

Темы

Кол-во
часов
1

1

Введение. Структура
контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ по биологии.

2
3

Многообразие организмов

4

Обобщение по темам
«Многообразие организмов»,
«Клетка как биологическая
система»

1

Итого

17

Клетка как биологическая
система

6
9

Кол-во
Пр.р.

2
2

4

Кол-во
Л.р.
-

Кол-во
К.р.

-

1

-

1

11 КЛАСС
№п/п

Темы

1
2

Введение.

3

Надорганизменные системы.
Эволюция органического
мира
Обобщение и повторение.

4

Человек и его здоровье

Итого

Кол-во
часов
1
10
5

1
17

10

Кол-во
Пр.р.

2

Кол-во
Л.р.
-

1

-

3

-

Кол-во
К.р.

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».