ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В программе обозначены целевые ориентиры, изложены ожидаемые результаты, принципы, содержание и методы и способы организации внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть курс расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Программа занятий составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой форме. Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по внеурочной деятельности. Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии быстрому и беглому счёту и т.д. Творческие работы и проектная деятельность, используемые при реализации данной программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности. Сформировать способность полноценно и обоснованно аргументировать свои выводы и действия, оперируя известными теоретическими положениями, логически правильно выстраивать рассуждения, доказательно и последовательно излагать свои мысли – одна из важнейших задач обучения математике. Данная рабочая программа призвана решать задачи математического образования с использованием игровых и групповых технологий обучения. Игровые технологии обучения эффективны для воспитания познавательных интересов и активизации мыслительной деятельности учащихся. Они способствуют комфортному состоянию детей на занятиях, стимулируют желание изучать предмет. 2 Групповые технологии содействуют развитию навыков общения, укреплению межличностных отношений. Благодаря методам групповой работы дети учатся объяснять, доказывать свою точку зрения, слышать и слушать друг друга, что способствует воспитанию толерантности, формированию лидерских качеств личности. Формы занятий с применением игровых и групповых технологий в практической деятельности учителя: Дидактические игры. КВН. Математические бои. Математические праздники. Занятиясоревнования. Олимпиады. Основными целями кружка, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются: • Формирование у учащихся умений добывать знания, систематизировать их и применять на практике; Создание для каждого ребенка возможности достижения высокого уровня математической подготовки и усвоения знаний. Задачи курса: 1. Повышение эрудиции и расширение кругозора; 2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия; 3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; 4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 5. Расширять математические знания в области многозначных чисел; 6. Содействовать умелому использованию символики и учить правильно применять математическую терминологию. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Результатами обучения должны выступать универсальные учебные действия, которые представлены познавательными, регулятивными, коммуникативными и личностными результатами. Личностные результаты: - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к оценке своей учебной деятельности; - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: Формулировать ответы на вопросы; Сравнивать предметы, объекты, находить общее и различия; Группировать предметы на основе существенных признаков; Осуществлять синтез как составление целого из частей; Устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного); Извлекать информацию, представленную в разных формах ( в виде схемы, иллюстрации, текста); Уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; Самостоятельно создавать способы решения проблемы, применять изученные способы 3 действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях; Строить алгоритм поиска необходимой информации; Определять логику решения практической задачи. Регулятивные УУД: Адекватно воспринимать оценку учителя; Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Определять цель деятельности выполнения задания на занятии; Принимать и сохранять учебную задачу; Составлять план и последовательность действий; Сопоставлять свою работу с образцом; Оценивать свою работу по критериям, выработанными в классе. Коммуникативные УУД: Уметь выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другой внимательно слушает); Участвовать в диалоге на занятии (отвечать на вопросы учителя; слушать, слышать, понимать речь других; строить понятные для партнера высказывания, оформлять свою мысль в устной форме); Делать выводы в результате совместной работы всего класса; Формулировать собственное мнение и позицию; Учитывать разные мнения, стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, работать в группе, выполнять роль лидера или исполнителя. Предметные результаты: - устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; - решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; - оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; - распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); - выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; - соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Математика – царица наук.(1 ч.) Вводное занятие. Тема 2. Как люди научились считать.(1 ч.) Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать». Тема 3. Интересные приёмы устного счёта. (1 ч.) Задания для быстрого и беглого счёта. Тема 4. Учимся отгадывать ребусы.(1 ч.) Работа с ребусами, составление ребусов. Тема 5. Решение ребусов и логических задач.(1ч.) Самостоятельная работа учащихся. Тема 6. Задачи-смекалки. (1 ч.) Работа с задачами, требующими математическое решение. Тема 7. Обратные задачи.(1ч.) Работа в группах «Найти пару». Инсценировка задач. Тема 8. Решение нестандартных задач.(1 ч.) Решение задач на установление причинно-следственные отношения. Тема 9. Задачи-смекалки. (1 ч.) Работа с задачами, требующими математическое решение. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № раздела и тем Наименование разделов и тем 4 Учебные часы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Математика – царица наук Как люди научились считать Интересные приёмы устного счёта. Учимся отгадывать ребусы Решение ребусов и логических задач Задачи-смекалки Обратные задачи Решение нестандартных задач Задачи-смекалки Итого 5 1 1 1 1 1 1 1 1 9